Три выставки недели

Африканское искусство в ГМИИ им. А.С. Пушкина, произведения русского авангарда из российских региональных музеев впервые в масштабном проекте Еврейского музея, мультимедийный проект «Босх. Ожившие видения» в Центре дизайна Artplay

Река Конго. Искусство Центральной Африки. ГМИИ им. Пушкина. До 6 сентября

Африканское искусство — не такой уж редкий гость в Москве. В том же ГМИИ, где сейчас открылась выставка «Река Конго. Искусство Центральной Африки», пять лет назад была развернута экспозиция«Искусство Тропической Африки из коллекции М.Л. и Л.М. Звягиных», а еще раньше, в 2008 году, в Музее народов Востока прошла выставка африканских масок и скульптур из коллекции известного бразильского фотографа Эдди Наварро. Но, пожалуй, такой впечатляющей размахом (190 произведений) выставки, которая заняла несколько залов Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, все же не припомнить. Все эти исключительного качества артефакты приехали к тому же из Музея на набережной Бранли, африканская коллекция которого считается одной из лучшей в мире. Экспозиция включает в себя артефакты, созданные народами региона бассейна реки Конго, близкими по языку и культуре, — и специалисты увидят здесь много пересечений. А рядовой зритель во всех этих эффектно, с подсветкой, представленных масках, антропоморфных статуэтках божеств и других ритуальных предметах оценит лаконизм их пластики, декоративную выразительность и особую магическую ауру, которую не способна передать ни одна фотография. Только увидев все это великолепие воочию, понимаешь, какое мощнейшее впечатление оно должно было произвести на авангардистов в начале ХХ века и что без него не было бы никакого кубизма.

До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев.

Еврейский музей и центр толерантности. До 10 июня

Еврейский музей и центр толерантности совместно с «Энциклопедией русского авангарда» представляют выставочный проект «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев».

Выставка «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев» в Еврейском музее беспрецедентна. Впервые из региональных музеев 19 городов по всей России собран цвет русского авангарда: Казимир Малевич, Василий Кандинский, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Марк Шагал, — и другие, менее известные или практически неизвестные имена. Так что зрителя на выставке ждут и открытия. Как такое количество первоклассных произведений оказалось рассеянным по всей стране? Все благодаря Кандинскому, инициировавшему в 1918 году идею создания музеев современного искусства в каждом городе, где есть учебные заведения, готовящие будущих художников. Покупкой и распределением этих работ занималась специально созданная комиссия. Когда на смену революционным экспериментам пришел соцреализм, проект закрылся. Но вещи в музеях остались. Нынешняя выставка (100 произведений) — лишь первая часть проекта, посвященного собраниям региональных музеев, и охватывает период с середины 1900-х до 1918 года. Вторая часть будет посвящена следующему десятилетию (1918 — 1930-е) и откроется весной следующего года.

Босх. Ожившие видения. Центр дизайна Artplay. До 1 сентября.

В юбилейный год Иеронима Босха (500 лет со дня смерти) выставки, посвященные творчеству этого самого загадочного гения в истории искусства, открываются одна за другой. Первой в марафоне Босхианы стала выставка в его родном городе Хертогенбосе (Нидерланды), беспрецедентная по посещаемости (более 420 тыс. человек). Вскоре (31 мая) откроется и выставка в музее Прадо — самая полная по количеству работ нидерландского мастера как из богатейшей коллекции самого музея, так и из целого ряда ведущих мировых собраний. Один же из главных проектов в России, посвященных юбилею Босха, — мультимедийная выставка «Босх. Ожившие видения» в Центре дизайна Artplay, который уже не первый раз представляет свои эффектные медиавыставки с использованием многоканальной анимационной графики, проекторов высокого разрешения и объемного звука. В первом зале босховской выставки представлено все, что связано с жизнью и интерпретацией творчества этого художника, — от скудных биографических фактов до самых невероятных домыслов. Одни считают его первым сюрреалистом, другие находят в его работах зашифрованные символы алхимии и астрологии. Ну а дальше вы попадаете в параллельную реальность самого Босха, вернее, его неожиданно нежно-пастельных картин — пугающую и завораживающую одновременно.

theartnewspaper.ru

Облако тегов

© 2013-2020 Alex Garden. Все права защищены

Web-ролик: Ольга Григорашенко