Русский аукционный арт-рынок. 2000–2015

Статистика сайта artnet.com, посвященного международному арт-рынку, убеждает, что на аукционном рынке русского искусства все спокойно, и Малевич, Кандинский и Айвазовский практически непобедимы. Линдси Ловерн посчитала доллары, собранные русскими художниками на международных аукционах за последние пятнадцать лет.

График общих объемов аукционных продаж русского искусства в период с 2000 по 2015 год. Courtesy artnet.com

Аукционный рынок русского искусства сравнительно невелик и занимает не более 2,5% мирового арт-рынка, оцениваемого на 2014 год в $16,1 млрд; однако развитие этого сектора аукционных продаж в значительной мере соответствует развитию собственного российского рынка современного и актуального искусства с момента распада СССР. Хотя объем первичного рынка в России оценить достаточно трудно, увеличение за последние два десятилетия количества галерей, ярмарок искусства и художественных институций привело к росту международного признания российских художников. Растущий интерес к изобразительному искусству способствовал успеху 1-й Московской биеннале современного искусства в начале 2005 года.

В период между 2004 и 2008 годами во всем мире был отмечен значительный рост объемов продаж русского искусства. В 2004 году возник MacDougall’s — первый и единственный аукционный дом, специализирующийся исключительно на русском искусстве. Кроме того, Sotheby’s, Christie’s и Bonhams с ноября 2005 года начали проводить специализированные торги, посвященные русскому искусству. По статистике из базы данных artnet, объем торгов русским искусством в 2007 и 2008 годах достигал $600 млн, что на 730% превышало уровень 2003 года. Этот всплеск был вызван повышенным интересом арт-индустрии к рынкам стран BRIC (Бразилии, России, Индии и Китая) и успешным развитием мирового аукционного рынка в целом. Глобальная рецессия повлияла на российский арт-рынок: в период с 2008 по 2009 год продажи упали более чем на 57%, однако в 2013 году продажи возросли до $400 млн. Тем не менее, в связи с ростом напряженности между Россией и Украиной осенью 2014 года, ноябрьская лондонская «русская неделя» в том году прошла достаточно вяло.

Самые успешные на аукционных торгах русские художники

Несмотря на попытки увеличить на аукционах представительство современных российских художников, основные продажи по-прежнему сосредоточены на традиционном русском искусстве XVIII–XX веков. Если рассматривать русских художников с точки зрения стоимости их работ, то наибольшим успехом на глобальном арт-рынке пользуются те, что продаются в рамках торгов с условным наименованием «Импрессионизм и модернизм». Согласно данным всех аукционных продаж начиная с середины 1980-х годов, доминирующим художником на рынке русского искусства является Марк Шагал, который, с общей суммой продаж в $1,4 млрд, более чем в 2,5 раза превосходит следующего за ним Василия Кандинского. На третьем месте — Хаим Сутин, чьи аукционные продажи за последние три десятилетия составили $328 млн. В целом же десятка самых продаваемых русских художников по данным на 1985–2015 годы выглядит так:

1. Марк Шагал (1887–1985) — $1,4 млрд 2. Василий Кандинский (1866–1944) — $547 млн 3. Хаим Сутин (1893–1943) — $328 млн 4. Алексей Явленский (1864–1941) — $325 млн 5. Иван Айвазовский (1817–1900) — $180 млн 6. Серж Поляков (1906–1969) — $154 млн 7. Казимир Малевич (1879–1935) — $128 млн 8. Наталия Гончарова (1881–1962) — $114 млн 9. Николай Рерих (1874–1947) — $85 млн 10. Константин Коровин (1861–1939) — $78 млн

Как показывает этот список, аукционный рынок поддерживается продажами работ российских художников, принадлежавших преимущественно к авангардным течениям. В то же время продажи современных российских художников остаются ничтожными, несмотря на бум на мировом рынке послевоенного и современного искусства. Фактически российские художники, родившиеся после 1950 года, дают меньше 1,5% суммы общих продаж на аукционном рынке русского искусства. В 2014 году эти художники собрали на вторичном рынке $4,5 млн — наибольшая сумма с 2007 года.

Несмотря на это, работы нескольких ныне живущих художников пользуются спросом на аукционах. Один из них — Илья Кабаков, выступающий в сотрудничестве с супругой Эмилией. Он получил международное признание в качестве главного российского концептуалиста и заслужил славу своими тотальными инсталляциями. С 1980-х годов примерно 140 работ Кабакова, проданных на аукционах, собрали более $23 млн. Другой российский мэтр, входящий в число пятидесяти наиболее успешных на аукционах российских художников, — Эрик Булатов: его работы за тот же период собрали на аукционах $17 млн. В топ-100 самых успешных русских мастеров из ныне живущих художников входят также Оскар Рабин, Олег Целков и Семен Файбисович.

По результатам специализированных аукционов русского искусства, проведенных с 2005 года, наибольшие суммы собрал знаменитый маринист Иван Айвазовский: за последние десять лет объем продаж его работ на специализированных аукционах составил $98 млн, а общий объем продаж превысил $325 млн. На втором месте — Николай Рерих с $80 млн. Тройку лидеров здесь замыкает Константин Коровин с $55 млн.

Russian auction art-market 2000-2015

The auction of Russian art market is relatively small and takes no more than 2.5% of the global art market, estimated in 2014 at $ 16.1 billion. However, the development of this sector of auction sales largely corresponds to the development of the Russian market of its own modern and contemporary art since the collapse of the Soviet Union. Although the volume of the primary market in Russia is rather difficult to estimate the increase in last two decades, the number of galleries, art fairs and art institutions has led to increased international recognition of Russian artists. The growing interest in the visual arts contributed to the success of the 1st Moscow Biennale of Contemporary Art in early 2005.

Облако тегов

© 2013-2020 Alex Garden. Все права защищены

Web-ролик: Ольга Григорашенко