Аукцион Christie’s «ШЕДЕВРЫ РУССКОГО ИСКУССТВА»

включая произведения из выдающихся частных коллекций, а также три работы из собрания Парижской русской консерватории им. Сергея Рахманинова - Лондон, 24 ноября 2014 года.

Лондон – После рекордных результатов июньского аукциона русского искусства, в рамках которого был установлен целый ряд новых ценовых рекордов, а суммарная выручка составила свыше £24 млн, 24 ноября этого года Christie’s предложит на продажу впечатляющую подборку произведений русской живописи и декоративно- прикладного искусства. Более чем 400 лотов с оценочной стоимостью от £1 000 до £2 500 000 предоставляют уникальную возможность приобрести целый ряд исключительных работ от шедевров авангарда до изделий фирмы Фаберже с императорским провенансом.

Работы из выдающегося частного собрания будут представлены в рамках коллекции «Лики России» (лоты 36-45) – специальной подборке из десяти произведений начала ХХ века, ознаменованной написанным в 1922 году «Портретом Александра Тихонова (1880-1956)» кисти Юрия Анненкова (оценка £2 500 000 – 4 500 000, на иллюстрации выше справа), впервые показанным широкой публике в рамках Венецианской биеннале 1924 года. Из собрания русской консерватории им. Сергея Рахманинова в Париже на продажу выставляются работы Дмитрия Стеллецкого, Михаила Зичи и Серафима Судьбинина (лоты 9-11). Следует особо отметить серию произведений Леона Бакста, Наталии Гончаровой и Александра Бенуа (лоты 76-96) из частной коллекции.

К числу топ-лотов также следует отнести поражающую разнообразием подборку из более чем 70 изделий фирмы Фаберже из частных американских и европейских собраний, отличающихся выдающимся (в том числе императорским) провенансом. Многие из этих работ выставляются на продажу впервые. Помимо этого в секции декоративно-прикладного искусства представлены уникальные изделия из бронзы и серебра, а также работы, украшенные эмалью.

Среди топ-лотов секции живописи два выдающихся портрета кисти Валентина Серова и Юрия Анненкова. Кубофутуристический «Портрет Александра Тихонова (1880-1956)» работы Юрия Анненкова, являющийся ярким образцом искусства русского авангарда, выставлялся на торги Christie’s дважды – в 1989 и 2007 годах, оба раза устанавливая новый ценовой рекорд на произведения художника (на иллюстрации на титульной странице справа). Написанный Валентином Серовым за год до смерти «Портрет Марии Цетлиной (1865-1911)» является бесспорной жемчужиной «Серебряного века» русской живописи. Этот необыкновенный портет, выставляемый на продажу мэрии города Рамат-Ган, впервые появляется на рынке, а средства от продажи будут направлены на развитие музеев города (оценка £1 500 000 – 2 500 000, на иллюстрации слева).

Также впервые представлены на продажу работы Кирилла Зданевича (оценка £400 000 – 600 000, на иллюстрации на титульной странице слева), Бориса Григорьева («Рассея», оценка £600 000 – 900 000, на иллюстрации на титульной странице в центре) и Александра Головина («Эскиз декораций для «Электры»: дворец Агамемнона на Миконосе», оценка £200 000 – 300 000).

«Портрет Елены Шенгелая (1900-1983)» кисти Кирилла Зданевича – это восхитительный образец грузинской живописи. На Зданевича, работавшего в целом ряде художественных стилей, сильнейшее влияние оказало творчество Матисса и Пикассо, что однако не помешало ему сохранить свой собственный, неповторимый и близкий к примитивизму стиль. На данной картине Елена Шенгелая, в свое время ставшей музой для целого ряда футуристов (как художников, так и поэтов), изображена на фоне украшенного богатым орнаментом традиционного грузинского ковра «кошмы».

На картине Исаака Левитана «Летний день» (оценка £1 000 000 – 1 500 000, на иллюстрации на следующей странице слева) изображена река Пекша, освещаемая последними лучами заходящего солнца. Это полотно было приобретено частным коллекционером на проходившей в 1893 году выставке Московского общества любителей художеств, после чего оно исчезло из поля зрения на более чем 100 лет. С декабря 2012 года по апрель 2014 года «Летний день» экспонировался в Государственной Третьяковской галерее, вдохновив одного из ведущих кураторов музея на написание отдельной статьи, посвященной истории картины и значимости ее повторного открытия.

Также на продажу выставляются выдающиеся произведения Абрама Архипова («Крестьянка в зеленом фартуке», оценка £350 000 – 550 000, на иллюстрации ниже справа), Владимира Баранова-Россине, Николая Рериха, Кузьмы Петрова-Водкина, Петра Кончаловского, Николая Фешина и Константина Крыжицкого.

В секции декоративно-прикладного искусства на продажу представлено более 70 изделий фирмы Фаберже, происходящих из частных европейских и американских собраний. В их число входит выдающаяся коллекция знатной леди, состоящая из около 40 работ (на иллюстрации выше справа), и включающая в себя изготовленную из золота и украшенную эмалью и драгоценными камнями веточку василька (оценка £200 000 – 300 000).

На продажу выставляются три редкие работы из выдающейся частной коллекции, которые представляют собой яркий пример сотрудничества Фаберже с известными производителями художественного стекла – фирмами Tiffany и Lötz. Эти выполненные в стиле ар-деко работы, аналоги которых крайне редко появляются на аукционах, сочетают в себе мастерство, присущее серебряным изделиям Фаберже, с изяществом художественного стекла. К другим топ-лотам в секции Фаберже следует отнести выдающуюся нефритовую модель карпа (оценка £250 000 – 350 000, на иллюстрации выше слева) – превосходный редкий образец резных фигурок животных, в которых прослеживается влияние традиций японского декоративно-прикаладного искусства. Сам Карл Фаберже коллекционировал японские нэцкэ, а мастера его фирмы часто обращались к его собранию за вдохновением.

Также на продажу выставляется редкий бронзовый конный портрет императора Александра II, выполненный князем Павлом Трубецким (1866-1938) (оценка £60 000 – 80 000, на иллюстрации справа наверху), в свое время принадлежавший великому князю Николаю Николаевичу (1856-1929), а затем – князю Николаю Романовичу Романову (1922-2014) вплоть до момента продажи его коллекции на женевских торгах Christie’s в 1993 году.

В обширной секции работ, украшенных эмалью, и выставляемых на продажу из частных коллекций, необходимо отметить выдающиеся венское и швейцарское собрания. В частности на аукцион представлен серебряный сервиз для пунша работы мастера Овчинникова (оценка £120 000 – 180 000), который в 1874 году был подарен дочери императора Александра II (1818-1881) великой княгине Марие Александровне (1853-1920) по случаю ее свадьбы с сыном королевы Виктории (1819-1901), герцогом Эдинбургским Альфредом (1844-1900).

Следует особо отметить украшенный перегородчатой эмалью и эмалью в технике «en plein» серебряный ковш Фаберже, выполненный мастером Федором Рюкертом (оценка £30 000 – 40 000) из коллекции бывшего посла Великобритании в СССР с 1939 по 1940 год сэра Уильяма Сидса, а также икону Спаса Нерукотворного в украшенном эмалью серебряном окладе работы мастера Овчинникова (оценка £180 000 – 240 000) из частного американского собрания.

В секции серебряных изделий XVII-XVIII веков представлен выдающийся серебряный императорский презентационный ковш (оценка £70 000 – 90 000, на иллюстрации слева), выставляемый на продажу потомками великого князя Георгия Михайловича (1863-1919), правнука императора Николая I (1796-1855). В 1690 году данный ковш был подарен царями и великими князьями всея Руси Иоанном Алексеевичем и Петром Алексеевичем Степану Куимову, главе ярославского кружечного двора, отвечавшему за сбор пошлин на алкоголь. Заслуживают

внимания изделия с чернью и выдающийся кубок с гербом Дениса Ивановича Чичерина, губернатора Сибири с 1763 по 1781 годы (оценка £8 000 – 12 000) из частного французского собрания.

В секции фарфора представлены работы из европейской коллекции, внушительная подборка фарфоровых блюд и редких пластов военной тематики с изображениями русских полков и сцен сражений, а также редкие пасхальные яйца из фарфора. К числу топ-лотов в том числе относятся орденские сервизы Гарднеровской мануфактуры из американского собрания, включая фарфоровую корзину из сервиза ордена св. Александра Невского (оценка £45 000 – 55 000).

Building on the record results of the Russian Art sale this past June, which established multiple new auction records and achieved over £24 million, Christie’s London will offer a spectacular selection of Russian Paintings and Works of Art on 24 November 2014. With over 400 lots with estimates from £1,000 to £2,500,000, this sale presents discerning collectors with an exciting opportunity to acquire exceptional works ranging from Avant-Garde masterpieces to exquisite Fabergé works with Imperial provenance. Several important private collections are featured in Faces of Russia (lots 36-45), a curated selection of ten early 20th century works led by Yuri Annenkov’s 1922 Portrait of Aleksandr Tikhonov (1880-1956) (estimate: £2,500,000–4,500,000), first exhibited at the 1924 Venice Biennale; as well as important works by Dmitry Stelletsky, Mikhail Zichy and Séraphin Soudbinine (lots 9-11) offered by the Conservatoire Russe de Paris Serge Rachmaninoff; and a collection of works by Léon Bakst, Natalia Goncharova, Mikhail Larionov and Alexandre Benois (lots 76-96) among others. Other standout highlights include a truly exceptional and diverse selection of more than 70 works by Fabergé, many of them with distinguished provenance, including Russian Imperial provenance sourced from private European and American collections that are fresh to the market. The works of art are also highlighted by key bronzes, silver and enamels. PAINTINGS Two exceptional portraits by Valentin Serov and Yuri Annenkov lead the Paintings section. Previously sold at Christie’s in 1989 and 2007, each time establishing a new World Record for the artist, Annenkov’s Cubo-Futurist Portrait of Aleksandr Tikhonov (1880-1956) is an audacious paradigm of the Russian Avant-Garde and one of the finest Russian paintings ever sold at Christie’s. Valentin Serov’s Portrait of Maria Zetlin (1865-1911), executed the year before his untimely death, provides a compelling contrast as a definitive jewel of Russia’s Silver Age. Appearing on the market for the first time in history, this phenomenal portrait is being sold by the Municipality of Ramat Gan to Benefit the Ramat Gan Museums (estimate: £1,500,000–2,500,000). Major works by Kirill Zdanevich (estimate £400,000 – 600,000), Boris Grigoriev (Rasseia, estimate £600,000 – 900,000) and Aleksandr Golovin (Set design for 'Elektra': Agamemnon's Palace in Mykonos, estimate £200,000–300,000) have never before been offered at auction. Zdanevich’s Portrait of Elena Shengelaia (1900-1983) is a beautiful example of Georgian painting. Working across various genres, Zdanevich was inspired by Matisse and Picasso but maintained his primitive and naïve Georgian style. In the present work, Elena, muse to Futurist poets and artists alike, is depicted against the ornamental background of a richly weaved traditional Georgian koshma carpet. Isaak Levitan’s Summer day (estimate: £1,000,000-1,500,000) depicts the Peksha river just as the sun has started to set. Painted by Russia’s most beloved landscape artist, Summer day was presented at the Twelfth Exhibition of the Moscow Society of Art Appreciators, in 1893, where it was acquired by a private collector and disappeared from public view for over a hundred years. From December 2012 to April 2014, Summer day has been on loan to the State Tretyakov Gallery, Moscow, inspiring one of the museum’s leading curators to devote an article to its history and the significance of its rediscovery. The sale also includes important works by Abram Arkhipov (Peasant woman in a green sarafan, estimate: £350,000- 550,000), Vladimir Baranoff-Rossine, Nicholas Roerich, Kuzma Petrov-Vodkin, Petr Konchalovsky, Nicolai Fechin and Konstantin Kryzhitsky.

The Works of Art section of the sale will feature more than 70 works by Fabergé, sourced from European and American private collections. Nearly 40 works form part of an exceptional collection of a Lady of Title, which includes a jewelled gold and enamel study of a cornflower (estimate: £200,000-300,000). Three rare works from an important private collection showcase Fabergé’s collaboration with the art glass manufacturers, Tiffany and Lötz. These works in the Art Nouveau style, which seldom appear on the auction market, feature designs in silver by Fabergé that are at once highly inventive and sensitive to the original glass works. Other Fabergé highlights include a large and important nephrite model of a carp (estimate: £250,000-350,000), an exceptionally large and rare example of a Fabergé hardstone carving of an animal, which shows the influence of Japanese design on Fabergé’s productions. Peter Carl Fabergé himself was an avid collector of Japanese netsuke, and his designers sought inspiration in his collection. The sale also includes a rare bronze equestrian portrait of Emperor Alexander II by Prince Paul Troubetzkoy (1866-1938) (estimate: £60,000-80,000), which once belonged to Grand Duke Nicholas Nikolaevich (1856-1929) and then descended to Prince Nicholas Romanovich Romanoff (1922-2014), before being sold as part of Nicholas, Prince of Russia’s collection in 1993 (Christie's Geneva). A wide selection of works in enamel from private collections, including important Viennese and Swiss collections, is highlighted by an important silver and enamel punch set by Ovchinnikov (estimate: £120,000-180,000), which was presented to Grand Duchess Marie Alexandrovna (1853-1920), daughter of Emperor Alexander II (1818-1881), on the occasion of her marriage in 1874 to Alfred, Duke of Edinburgh (1844-1900), son of Queen Victoria (1819- 1901). Further highlights include a silver, cloisonné and en plein enamel kovsh by Fabergé and Feodor Rückert (estimate: £30,000-40,000), from the collection of Sir William Seeds, K.C.M.G. (1882-1973), H.M. Ambassador to Moscow from 1939-40, and a large silver and cloisonné enamel icon of the Mandylion [Spas Nerukotvorennyi] by Ovchinnikov (estimate: £180,000-240,000), from an American collector. An impressive selection of seventeenth- and eighteenth-century silver is led by an important silver-gilt Imperial presentation kovsh (estimate: £70,000-90,000), offered for the first time at auction from the descendants of Grand Duke George Mikhailovich (1863–1919), grandson of Emperor Nicholas I (1796–1855). The kovsh was presented by Tsars and Great Princes Ioann Alekseevich and Petr Alekseevich in 1690 to Stepan Kuimov, head of the Yaroslavl 'tankard yard', who was responsible for collecting custom duties on drinks in the city. Further highlights include silver Imperial presentation kovshi and early niello work, including a rare and important beaker with the coat-of-arms of Denis Ivanovich Chicherin, Governor of Siberia from 1763 to 1781 (estimate: £8,000-12,000), part of an important private collection, France. The porcelain section of the sale features property from a European collector, a comprehensive group of porcelain plates and rare plaques depicting Russian regiments and military scenes, as well as rare porcelain figures and Easter eggs. Additional highlights include works from the late eighteenth-century Gardner Order Services from an American collector, including a basket from the Order of St Alexander Nevsky Service (estimate: £45,000-55,000).

Облако тегов

© 2013-2020 Alex Garden. Все права защищены

Web-ролик: Ольга Григорашенко